Bubo
на главную
страницу

Александр Сосланд

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА
или
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ ШКОЛУ В ПСИХОТЕРАПИИ

План семинара

 

1. Введение. Обсуждение современного состояния проблемы. Анализ исторических закономерностей развития психотерапевтического знания. Разбор применительно к психотерапевтическим реалиям концепций Т. Куна, А. Тойнби. Описание этапов развития психотерапевтических школ.

- Обсуждение типов экспансии различных психотерапевтических школ. Введение в проблематику доктринальной, пробемно-клинической, патографической, структурно-организационной экспансии. Сравнительное изучение влияния методов в психотерапевтическом сообществе.

2. Анализ роли харизматической личности в психотерапии. Структура и динамика харизмы в общественно-политическом и в психотерапевтическом контексте. Разбор различных аспектов феномена харизмы и соответствия им разных составных частей теории и техники.

3. Изучение методологических возможностей анализа фундаментальной структуры психотерапевтической теории и техники. Выделение основополагающих элементов психотерапевтической теории и техники. Обсуждение неиспользованных возможностей конкретного применения этих элементов общей структуры. Возможности комбинирования элементов структуры с целью создания новых методов.

- Обоснование возможности сравнительного анализа различных теорий, определение анализируемых единиц. Синхроническая и диахроническая структура психотерапевтической теории.

4. Анализ синхронической структуры диахронической теории. Преимущества отдельных элементов общей структуры в полемической ситуации между различными направлениями в психотерапии.

- Целое пациента. Различные варианты формирования целого в структуре различных теорий.

- Обсуждение проблемы инстанций как части целого. Инстанция как наиболее часто встречающийся элемент синхронического раздела теории. Возможные способы описания инстанций и их взаимоотношений между собой.

- Исследование традиции описания психологических типов в школьной теории. Проблема корреляции различных типологий. Описание типа как особый род дискурса. «Этнографический» характер типологий.

- Обсуждение роли границ, разбор типологии «границ» в психотерапии. Границы между инстанциями, между внешним и внутренним. Возможности работы с границами.

- Анализ «каналов» как элемента синхронического раздела. Каналы и сопротивление.

5. Диахронический раздел школьной теории. Разбор понятий, которые описывают развитие и становление личности и жизненного мира пациента.

- Архиниция как элемент теории, намечающий первоначальный, исходный момент в развитии личности индивида. Роль архиниции в глубиннопсихологических направлениях в психотерапии.

- Эвольвенция как способ описания пути развития личности. Нормативные хронологии в структуре различных психотерапевтических теорий.

- Купидо как концепт для описания структуры и типологии влечений. История описания влечений, преимущества «купидосодержащих» концепций.

- Обстанция как элемент теории, обозначающий специфическую вредность, препятствующую реализации купидо.

- Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции. Аспекты описания дефекта в различных психотерапиях.

- Рефекция как способ преодоления дефекта, как умозрительный проект терапевтического вмешательства. Взаимоотношиения между рефекцией и психотерапевтической техникой.

- Идеал как цель терапевтического вмешательства. Идеал и понятие «нормы». «Идеал с изъяном».

6. Анализ структуры и сущности психотерапевтической акции. Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапетивческой акции. Игровая сущность техники в психотерапии. Процедурный и перспективный аспект техники.

- Эксквизиция как «иследовательская» часть психотерапевтической акции. Граница между эксквизицией и собственно акцией.

- Понятие транстерминации как части психотерапевтической акции, обеспечивающей изменение состояние сознания.

- Понятия конвинкции и дизвинкции как основных элементов психотерапевтической акции, служащих установлению или разрушению связей между патологическим феноменом и его коррелятами.

- Своеобразие психотерапевтической техники как особое соотношение конвинкции, дизвинкции и транстерминации. Структура инсайта и катарсиса.

7. Обсуждение жанров психотерапевтических текстов. Своеобразие психотерапевтической литературы в сравнении с текстами клинических дисциплин. Жанры манифеста, трактата, патента, инструкции и случая, их своеобразие и особенности.

8. Анализ концепций сопротивления в психотерапевтических теорий. Происхождение и типология способов преодоления сопротивления в психотерапии.

9. Примеры «возможных» психотерапевтических школ вкупе с «возможными» биографиями их авторов как примеры функционирования описанных нами элементов теории и техники психотерапевтической школы.

Концептуальный комментарий.

Вся предыдущая литература по психотерапии исходила, на наш взгляд, из достаточно ограниченного взгляда на вещи. А именно предполагалось, что психотерапевтический метод создается ради нужд пациента. Ясно, что если мы будем придерживаться этой точки зрения, то в истории психотерапии ничего не поймем. Всем известно, что никогда созданию метода не предшествовали серьезные сравнительные исследования эффективности нового подхода. Всегда речь шла о том, что старый метод переставал чем-то удовлетворять того, кто им пользовался. Объективное исследование эффективности осуществлялось чаще всего задним числом и на явно неудовлетворительном научном уровне.

Правда заключается в том, что новые идеи и техники появлялись чаще всего для обслуживания интересов их создателя. Кроме того, без сомнения, важным мотивом нововведений было желание обустроить терапевтическую ситуацию так, чтобы она была созвучна его же предпочтениям и склонностям. Однако самое важное заключалось, на наш взгляд, в том, что новая теория и техника очерчивали некую область, в которой их автор (и вслед за ним его последователи) осуществлял свое господство. Нам даже не надо особенно затруднять себя здесь примерами из истории психотерапии, ибо, мы уверены, это все понятно и так.

Все эти очевидные обстоятельства и подтолкнули нас к идее нашего проекта. Самое важное в нем - структурное исследование основных направлений в психотерапии, существующих на сегодняшний день. Нам представляется очевидным, что основные известные методы могут быть разложены на составные элементы, которые, собственно, представляют собой некую «нотную грамоту», по правилам которой «писались» уже существующие на сегодняшний день методы, но вполне могут быть написаны и новые. Мы представляем себе все это дело так, как если бы изначально существовали записанные на «невидимых скрижалях» те основные составные части и некоторые принципы, по которым эти части складываются в единое целое. Получается, таким образом, что существовавшие до сих пор школы есть не что иное, как отдельные варианты реализации того, что было на этих скрижалях записано.

При таком подходе быстро выясняется, что далеко еще не все «невидимые скрижали» прочитаны и что остается очень много такого, что лежит мертвым грузом. Иначе говоря, мы приходим к пониманию, что многие составные элементы, исследованные нами, могут быть использованы не в таком виде, как это было до сих пор в конкретных методах. Именно эти соображения подсказали нам подзаголовок названия нашего исследования, которое, разумеется, не ограничивается инструкцией о том, «как создать свою школу». У нашего проекта могло бы быть еще несколько названий, столь же уместных, как и титульное, а именно: «Как компетентно и основательно осуществить критический анализ психотерапевтического метода», или «Как разобраться, из чего состоит теория и техника какого-либо метода», или «Как обогатить и улучшить уже имеющиеся методы», или «Как оптимально сконструировать эклектический терапевтический метод» и т.д. Так что не следует воспринимать титульное заглавие одномерно.

Очень важной для нас оказалась и другая задача, а именно: зачем создателю метода нужны те или иные из упомянутых составных элементов? Как уже было сказано, нелепо было бы считать, что изменения в структуре теорий и техник, приводящие к появлению новых школ или к изменениям внутри уже существующих, порождены только стремлением сделать терапевтический процесс более эффективным, то есть внести какие-то изменения в него в интересах пациента. Главное здесь, как нам представляется, - это то, как именно те или иные составные части школьной теории могут делать метод более привлекательным в глазах как пациентов, так и возможных последователей новой школы.

По нашему замыслу, такой проект должен привести к новому пониманию психотерапии как единого целого. Именно этого понимания не хватало психотерапевтическому сообществу, которое формировалось и развивалось отдельными школами, агрессивно враждовавшими между собой. Если психиатры, например, после выхода в свет в 1913 году «Общей психопатологии» К. Ясперса, а также многократно переиздававшегося учебника Э. Крепелина смогли выработать единый для своей науки язык, то, к сожалению, в психотерапии ничего такого пока нет.

Исследование и описание структуры психотерапевтического знания требует, соответственно, выработки адекватного языка. Такой язык по отношению к терминологии школ выполнял бы функцию метаязыка, на котором могли бы разговаривать психотерапевты разных направлений, обсуждая в подробностях сходство и различие в своих методах. Но, что еще более важно, мы получаем возможность взглянуть на любой метод как бы со стороны. Мы сможем понять, из чего, он, собственно, состоит, имеет ли он в своей структуре тот или иной элемент или же не имеет. Другая наша цель, помимо прочих - представить весь спектр школьных концепций в возможно более сжатом, емком, компактном виде.

Итак, из чего же состоит наш семинар? В первую очередь нам показалось необходимым проследить те исторические тенденции, которыми определяются процессы как развития психотерапевтических школ, так и их угасания. Раньше историю психотерапии принято было излагать описательно-эмпирически, последовательно излагая историю отдельных школ. События этой истории и судьбы психотерапевтов преподносились как в некоей хронике. Нам же представляется важным попытаться выявить или хотя бы наметить существенные закономерности, позволяющие представить себе историю психотерапии не как поток случайных событий, а как структурированное и осмысленное движение, что мы и попытаемся сделать.

Очень важным разделом нашего проекта является часть, посвященная роли харизматической личности в психотерапии. Мы пришли к выводу, что среди потенциальной клиентуры существует спрос не столько на метод терапевтической работы, сколько на особые свойства личности, которыми, как это представляется пациенту, наделен «эффективный» психотерапевт. Именно эти особые свойства, позволяющие оказывать эффективное влияние на других, и составляют главное в структуре харизматической личности.

Но главная часть нашего проекта, как уже сказано, посвящена описанию структурных элементов психотерапевтической теории и техники и соответственно этому его структурный раздел делится на две большие части. Та часть, что описывает структуру теории, делится в свою очередь на синхронический и диахронический разделы. В синхроническом описываются те элементы, что отражают статическую часть теории, в ней не содержится понятий, очерчивающих теорию развития. Основное внимание уделяется соотношению частей и целого (тема не новая в теории), границам, каналам доступа к личности. Обсуждается, помимо всего прочего, то, зачем нужен каждый из обсуждаемых элементов для целостной теории и каким образом его лучше оформить и преподнести в теории возможной.

Диахронический раздел посвящен тому, как существующие и возможные теории представляют себе динамику развития как личности, так и патологического расстройства, равно как и путей его преодоления. Здесь вводится определенное количество новых понятий. Индивидуальная история развития личности, нашедшая свое отражение в различных теоретических построениях, прослеживается от исходного момента до возникновения патологии. Особое внимание уделяется здесь теме влечений, ключевой для многих теоретических систем, а также препятствий, возникающих на пути удовлетворения этих влечений и приводящих к развитию патологии.

В части нашего проекта, посвященной структуре техники, основной упор делается на два основных элемента психотерапевтической акции: на процедуру изменения состояния сознания и разрушения патологических связей и/или формирования терапевтически действенных связей. При этом подробно классифицируются способы проведения таких процедур. Становится понятно, что своеобразие психотерапевтической техники зависит от неповторимого сочетания обоих элементов.

Такое исследование приводит к возможностям сравнительного анализа школ по самым разным признакам, в том числе и по очень заинтересовавшей нас характеристике, скажем так, богатства метода. Помимо всего прочего, быстро обнаружилось, что у истоков подавляющего большинства структурных элементов общей теории стоит именно идея, в первый раз употребленная в дело в классическом психоанализе. Нам представляется, что самая значительная историческая заслуга психоанализа заключается в том, что он, как никакой другой метод, способствовал созданию основ психотерапии как таковой.

Отдельная часть нашего проекта посвящена типологии жанров психотерапевтического текста.

В заключение мы приводим несколько вариантов возможных, виртуальных так сказать, проектов психотерапевтических школ вкупе с возможными биографиями их авторов. Они предназначены только для того, чтобы продемонстрировать, как может быть разработан и встроен в новый метод любой из описанных нами элементов общей структуры.

Контакт: 125057, Москва, Ленинградский просп., 75-а, кв.58, т. 095 157 77 14.
e-mail: spm111@yandex.ru

Скидки услуги няни в москве.
Используются технологии uCoz